Мью (adrianna) (mistery_cat) wrote,
Мью (adrianna)
mistery_cat

"Тёмный рыцарь" (2008), обрывочное

(Пардон, если кто это прочитает в ленте. Пост вырван из контекста, я просто не могу это запостить в другом месте, слишком длинно, поэтому кину там ссылку.)

Я смотрела на ютубе разбор этого фильма от человека, который подходит к фильмам с режиссёрской/актёрской точки зрения и смотрит не на то, что говорят персонажи, а на действия, которые они совершают в кадре. Если разобрать «Тёмного рыцаря» с этой точки, обнаруживается несовпадение декларируемого главными героями с тем, что они делают. Мне это раскрыло фильм, а то ж после первого просмотра я недоумевала, почему все так хвалят эту простенькую и наивную историю. А оказалось, что в «простенькой истории» много интересного закопано – ну, если главным героям и тому, что подаётся в лоб, не верить безоглядно.

При внешней прямолинейности сюжета (ах, Бэтмен хочет спасти город, Дент хочет того же, но им помешал злодей Джокер, что ж делать теперь) вторым слоем, намёками положительные герои вполне себе показаны как люди, которые а) больше создают городу проблем, чем решают их, б) носят свою положительность как маску, лицемерят и врут, чтобы её сохранить, в) и вообще возникают вопросы, действительно ли их цели совпадают с декларируемыми, по крайней мере, сохранить маску и склеить Рейчел для Харви и Брюса явно важнее, чем помочь городу, интересами города они ради этих целей в течение фильма неоднократно жертвуют (исключение одно – финальное решение Бэтмена, где он пожертвовал своей репутацией, чтобы посмертно обелить Харви).

А Джокер своим появлением и последующей деятельностью собирает на себя всеобщую ненависть (да, зрительскую тоже), как будто он виноват во всех бедах города, включая косяки положительных персонажей, и наплевать, что он использует уже сложившуюся систему, всё равно создаётся ощущение, что, не появись Джокер, все беды Готэма решились бы сами собой: Харви поборол бы преступность с помощью Бэтмена, после чего тот оставил бы свою сомнительную деятельность, и даже продажные подчинённые Гордона им бы не помешали. Но после Джокера, конечно, всё сломалось и теперь ничего не получится. Хотя информация в фильме не даёт повода для такого оптимизма, у наших орлов и без Джокера почему-то не получалось, просто это не было настолько очевидно… Более того, именно Джокер расправился с мафиози, до которых не могла добраться эта троица.

Ну а про белого рыцаря Харви Дента, надежду Готэма, можно рассказывать отдельно, там совсем смешно. Честный-пречестный прокурор, светоч законности – нам же именно так его подают, все вокруг рассказывают, что Харви наш человек, борется с преступностью исключительно законными методами, если он не сможет, никто не сможет, он заменит нам Бэтмена, ой, он испортился, а потом умер, а какой был человек! Однако в первое же появление в фильме (пардон, во второе! первое – это мордобой в суде; разумеется, то, что преступник пытался застрелить прокурора, даёт тому право дать преступнику в табло, кто прокурора после этого осудит?) этот святой человек ищет выход на Бэтмена, а найдя, в первом же разговоре с ним без колебаний приказыв… просит достать преступника из-за пределов готэмской юрисдикции, Бэтмену же законы не писаны, ну а Харви явно не прочь продолжить такое полезное сотрудничество. Более того, он даже официально, перед прессой, защищает нарушающего законы вигиланта! И всем нормально, все продолжают петь песню про белого рыцаря Готэма, который хочет победить мафию и коррупцию исключительно законными методами. Похоже, этим людям можно в глаза ссать, они всё равно сделают икону из того, кто им в руки попался. Харви не возражает (а то ж его любить не будут), но образ, который из него лепят, явно его тяготит, я уж не буду приводить сцены, в которых это видно.

Хотя одну приведу. Прекрасный разговор в ресторане с участием Бэтмена (в смысле, Брюса), Рейчел, Харви и русской балерины, которую привёл Брюс. Балерина говорит: слушайте, в вашем городе страшно растить детей, как вы тут живёте? Брюс ей: ну я же вырос здесь и не жалуюсь. Харви его подкалывает: а что, особняк Уэйнов находится в черте города? Брюс, на секунду смутившись: да, и вам по должности полагается это знать. После чего разговор заходит о Бэтмене, и Харви начинает его защищать, с ностальгией вспоминая мудрых древних римлян, которые в минуту опасности отдавали всю власть в одни руки (и никаких сложностей с законом, ага! Харви вообще завидует Бэтмену, у которого развязаны руки), а Рейчел ему: ну да, и последним из таких людей был Цезарь, который не отдал власть назад. Занятная чёрточка в портрете «белого рыцаря Готэма», а? Как и сцена в суде, как и допрос подельника Джокера на улице (когда ему Бэтмен нотацию прочитал: мол, что ты делаешь, ты не должен быть таким жестоким, как я, не дай бог кто увидит и рухнет твой светлый образ!), как и реакция Харви на уход Бэтмена: не смей спихивать всё на меня, как я без тебя справлюсь! Они вообще очень забавно в течение фильма пытаются спихнуть судьбу города друг другу, а себе оставить спокойную жизнь с Рейчел. :)

Там все хороши: и Гордон, который из желания поймать мафиози развёл у себя полный отдел купленных мафией копов и знает об этом, и терпит из-за этого поражения раз за разом, но ничего менять не хочет; и Бэтмен, который безнаказанно бьёт злодеям морды, потому что ему это нравится (даже в фильме его жестокость иногда выглядит чрезмерной, а в сценарии, говорят, её ещё больше было, в итоговом варианте решили смягчить краски… как и победу Джокера решили смягчить, кстати), и только нежелание Рейчел идти замуж за отморозка заставляет его задуматься, стоит ли этим дальше заниматься. Но просто уйти ведь означает признать, что раньше он это делал для удовольствия – раз бросить можно в любой момент, не то чтобы городу хуже станет, честно говоря (кстати, Рейчел в первом, по-моему, фильме трилогии почти так и сказала: не Готэму, а тебе это нужно). Харви Дент оказывается удобным предлогом: я не просто бросаю бэтменство, это я ему, такому прекрасному, защиту города передаю, мы же все верим в Харви, правда, Рейчел? Впрочем, Харви действительно повлиял на это решение: ведь они с Рейчел объявили помолвку, поезд вот-вот уйдёт, она достанется ему!

Ещё один момент про Бэтмена, который в фильме тоже показан. Как бы его не били, всё равно остаётся ощущение, что он, ну, почти в безопасности; у него дофига ресурсов, он хорошо защищён и как-то не очень похоже, что его жизнь под угрозой. Хотя формально он, конечно, рискует жизнью – так же, как формально он вырос в Готэме (диалог в ресторане, да) и проблемы города ему как бы не совсем чужие, пусть даже его лично они не касаются и на благополучие Брюса Уэйна не влияют. И есть Джокер, который, если присмотреться, постоянно рискует жизнью, кроме того, у него нет цивильной маски, за которую можно юркнуть, чтобы переждать опасность. При этом он (в фильме), кажется, добивается тех же целей, что и Бэтмен – он же стравливает продажных копов и мафию друг с другом и этим очищает город, мирных жителей он до истории с пароходами не трогал (на самом деле до больницы, но спишем это на голливудскую условность: конечно же, от спешной эвакуации всех больниц, включая реанимационные отделения, никто не мог умереть, по крайней мере, фильм такого не показывал – значит, мы должны считать, что не мог). …Короче говоря, Джокер выглядит именно тем аутло-вигилантом, карающим противозаконными методами преступников, до которых не может добраться закон, в которого комиксы тщетно рядят Бэтмена (миллиардер, наряжающийся в аутло в свободное от финансовых сделок время – что может быть нелепее этого косплея), только куда более отмороженным и потому куда более эффективным. При этом он ещё и не скрывает, что получает от этого удовольствие. А Бэтмен пытается и на ёлку сесть, и остаться белым и пушистым, в результате польза от его деятельности не компенсирует те разрушения, которые он причиняет, – о чём тоже сказано в фильме. Занятно, что эту параллель там вообще наметили, но вот есть она. Ответ на вопрос, как могла бы выглядеть деятельность Бэтмена на самом деле, если бы вся не уходила в свисток и самопрезентацию.

И финал под стать фильму, который, кажется, весь про лицемерие. Бэтмен жертвует своей репутацией ради благороднейшей цели – чтобы неблагополучие города и дальше оставалось скрытым, пока его можно сваливать на каких-нибудь злодеев – это ли не победа? Ура-ура, лицемерие победило добро всё-таки забороло зло, героически развидев вскрытые злом проблемы. Теперь можно верить, что, если б не убили Харви Дента, уж он бы всех спас и навёл порядок. Главное, что у горожан есть надежда! На что? На то, что когда-нибудь снова придёт белый рыцарь и в одиночку всё разрулит? В самом фильме было сказано (там вообще много чего сказано второстепенными персонажами, которых, конечно, кто будет слушать, когда главные герои говорят другое), что после появления Бэтмена полиция города стала хуже работать, а у Бэтмена появились подражатели, которые тоже захотели взять правосудие в свои руки, и не все из них были безобидными дурачками в хоккейной защите, следом за ними пришёл Джокер – тоже своего рода подражатель и вигилант, по крайней мере, в фильме. И вообще с появлением Бэтмена насилия на улицах стало только больше – об этом тоже говорится прямо. И мораль у фильма выходит занятная: там, где все забивают на закон, побеждает Джокер как крайнее выражение беззакония и хаоса, как будущее, которое ждёт тех, кто берёт закон в свои руки и рано или поздно пойдёт вразнос. Или, если не пойдёт, то будет бесполезен, как Бэтмен.
Subscribe

  • Грёбаный Ричард

    Как ни смешно, но единственное, что я за столько лет напишу в жж, это опять про столкновение с мошенниками. Ну что делать – про такое писать легко, а…

  • (no subject)

    Этот журнал заведён для комментирования. Записей в нём НЕ БУДЕТ. Апдейт от 2015 года: Теперь уже ясно, что записи будут. Возможно, даже скоро. А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments